Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Как и зачем расставаться друзьями
Далеко не все компании даже в IT-сфере умеют прощаться с сотрудниками красиво — без скандалов, обвинений и взаимных обид. А ведь всего лишь одно неудачное расставание может стоить работодателю репутации.
Вместе с HRD Ippon Technologies Александрой Барсуковой мы разобрались в тонкостях экологичного расставания с сотрудниками.
Александра Барсукова, HRD Ippon Technologies
Увольнение можно считать экологичным, если у сторон нет взаимных претензий и в перспективе они не исключают возобновления сотрудничества.
Расставаться без скандалов и с чувством взаимного уважения — это особое искусство. Вот 3 причины, почему им важно овладеть каждому работодателю.
От некрасивого увольнения страдает репутация работодателя — особенно в эпоху соцсетей, когда любой негативный отзыв может годами висеть на всеобщем обозрении и отпугивать кандидатов. Работодатели, которые работают на узких сегментах рынка труда, не могут позволить себе репутационные риски. Для них особенно важно, чтобы люди покидали компанию без негатива.
Но кроме внешнего есть и внутренний HR-бренд. Все увольнения неизбежно сказываются на команде — сотрудники делают выводы о том, как компания относится к людям, и соотносят декларируемые корпоративные ценности с реальным положением дел.
Например, работодатель вещает, что «мы за людей», «всегда вас поддержим», «мы семья». Но потом жестко увольняет сотрудника: сообщает об этом по электронной почте, внезапно блокирует учетные записи, отказывается выплачивать заработанную премию. Коллеги непременно примерят ситуацию на себя и сделают выводы о том, чего стоят все эти сладкие речи руководства.
Если уметь хорошо расходиться с сотрудниками, то из ситуации с увольнением удастся извлечь много полезного. Как минимум у вас появляется агент на рынке, через которого можно получать информацию.
Как максимум можно попытаться вернуть «бывшего», когда появится подходящая вакансия. Если человек хорошо работал и мы нормально разошлись, то я буду рассматривать его на открытые позиции.
Некоторые зарубежные компании даже отправляют своих специалистов поработать в других организациях, а потом забирают обратно. Так, с одной стороны, они получают приток свежей крови и идей, а с другой — человека, который уже адаптирован к внутренним процессам и культуре.
Вы можете привлекать бывшего сотрудника к проектным задачам, использовать его нетворкинг и экспертность, продолжать сотрудничество на условиях гражданско-правового договора.
Мой уход из предыдущей компании стал неприятной неожиданностью для руководителя. Тем не менее она отпустила меня без проблем — разошлись «по-человечески». Поэтому мы продолжали общаться и сотрудничать: если у меня появлялись подходящие кандидаты, то я скидывала ей резюме. Фактически она могла в любой момент обратиться ко мне и воспользоваться моим нетворкингом.
На увольняющемся сотруднике в любом случае завязаны какие-то бизнес-процессы. И как бы вы ни старались забрать у него все дела, контакты и явки, о чем-нибудь обязательно забудете.
Если вы напоследок разругались, то может получиться неприятная ситуация. Сотрудник ушел, а вам нужна информация, которая осталась у него в голове. Но он не желает ей делиться, потому что обижен.
В 90% случаев уже после ухода сотрудника к нему появляются вопросы. Экологичное увольнение даст возможность задать эти вопросы.
Когда слышишь, что коллега принял оффер от конкурентов, то внутри все кипит. Особенно обидно, если в человека вложено много ресурсов, а он уходит прямо во время важного проекта. Чтобы не взорваться и не наговорить глупостей, в голове должна быть установка «мы расстаемся с людьми хорошо».
Любой человек может уйти, и это нормально. Важно воспринимать это не как предательство или измену, а как обычную рабочую ситуацию, которую нужно разрулить.
Если вы сохраняете спокойствие, то можете «прощупать» сотрудника: собрать дополнительную информацию и понять, окончательно ли он все решил или пока колеблется. Когда ко мне приходит сотрудник и заявляет, что увольняется, я стараюсь выяснить:
Когда коллега рассказывает о полученном оффере, хочется немедленно объяснить, чем плох другой работодатель и почему лучше остаться с вами. Но так делать нельзя по двум причинам:
Любые попытки «образумить» и «открыть глаза» только добавят негатив в ваши отношения. Лучше говорить о своей компании и о том, что вы можете предложить или изменить ради сохранения сотрудника — если это нужно.
Допустим, вы следуете нашим советам: держите в уме установку «мы расстаемся с людьми хорошо», сохраняете спокойствие и уважаете право коллег на смену работы. Но вот сотрудник сообщает о своих планах уволиться своему руководителю. А тот реагирует болезненно и начинает упрекать: «Я тебя джуном взял, всему научил, столько сил и времени вложил, а ты бросаешь нас. Ну ладно-ладно, еще пожалеешь».
Чтобы так не получилось, нужно системно работать над корпоративной культурой. Важно, чтобы идею экологичного увольнения разделяли не только эйчары, но и руководители компании.
Представьте: руководитель недоволен сотрудником, но молчит и копит раздражение в себе. Однажды терпение кончается: он понимает, что больше так жить нельзя — пора увольнять. Но сотрудник и не подозревает, что им недовольны, ведь обратной связи не было. Вдруг его вызывают в переговорку и сообщают об увольнении. Нормальная реакция в такой ситуации: шок, обида, гнев, ощущение несправедливости и предательства.
Если руководитель заявляет, что надо кого-то уволить, то я сразу же выясняю: знает ли работник о проблеме и был ли у него шанс исправиться. Мы никогда и никого не увольняем одним днем. Если человек нас не устраивает, то работаем с ним месяцами, даем обратную связь, помогаем стать лучше — ищем любые возможности оставить в компании.
Бывает, что ничего не получается и все равно нужно расставаться. Но если уже проведена работа по исправлению ситуации, пусть и безрезультатная, то сотрудник будет готов к разговору — увольнение не станет для него шоком.
Нужно рассказывать людям об ошибках, а не ждать, пока они догадаются сами.
Здесь не место импровизации: определитесь с целью разговора, продумайте его сценарий и решите, как обрабатывать возражения сотрудника, если они возникнут.
Когда руководитель приходит ко мне с запросом на увольнение сотрудника, то я действую так:
Скандал зарождается в момент, когда подключаются эмоции. Поэтому главное правило — оставаться спокойным, даже если собеседник болезненно воспринял известие об увольнении. Помните: сотрудник имеет на это право, дайте человеку вылить негатив здесь и сейчас, а не забирать его с собой.
Некоторые руководители сами провоцируют конфликт, пытаясь вытянуть сложный разговор с помощью эмоций. Они либо бросаются оправдываться и объяснять, что тоже очень переживают и расстроены из-за всей этой ситуации. Либо, наоборот, включают агрессию и действуют по принципу «лучшая защита — это нападение».
Увольнение — это эмоциональное потрясение. Если мы сообщаем сотруднику плохую новость лично, то даем возможность высказаться, задать вопросы, выплеснуть эмоции. Понятно, что увольнять по СМС или электронной почте проще, но такой подход не имеет ничего общего с открытой и ориентированной на человека корпоративной культурой.
Я считаю, что решение должен озвучить руководитель сотрудника. Иначе сотруднику будет неприятно и обидно, что начальник не нашел времени или смелости на разговор, а спрятался за спинами подчиненных. Руководитель может использовать эйчара, но только как дополнительный ресурс, чтобы подготовиться к переговорам и сгладить углы, если что-то пойдет не так.
Чтобы человек не зацикливался на факте увольнения и не накручивал себя, я стараюсь вместе с ним построить сценарий будущего. Для этого узнаю, что он собирается делать дальше и какая помощь ему необходима. Может быть, надо помочь составить резюме, написать для него рекомендательное письмо или провести карьерную консультацию.
Сотруднику будет приятно, что вы не бросаете его один на один с проблемой, которую сами и создали. В некоторых случаях можно дать время на поиск новой работы: человек продолжает трудиться, но знает, что ему ищут замену. При этом он ходит на интервью с потенциальными работодателями — все честно, прозрачно и открыто.
Кстати, некоторые компании оставляют уволенному сотруднику часть соцпакета, например, временно не блокируют полис ДМС. Из таких мелочей и складывается позитивное впечатление о бывшем работодателе.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности