• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
Редактор:  Никита Решетников

Сорсинг в твиттере

Выходим на кандидатов, которые открыты для предложений, ищем по био, выжимаем максимум из X-ray и внутреннего поиска

Несмотря на то, что Роскомнадзор ограничил доступ в твиттер, эта соцсеть по прежнему популярна у айтишников. Поэтому мы решили разобраться, как использовать ее для IT-рекрутинга. А поможет нам в этом Никита Николаев — CEO агентства Hello, World.

Никита расскажет, кого можно найти в твиттере, какие возможности открывает внешний и внутренний поиск, как быстро оценить профиль пользователя, а также поделится способом получать релевантные выборки кандидатов, о котором мало кто знает.

 

Никита Николаев, CEO
в Hello, World, автор канала helloworldagency

Кого искать в твиттере

Твиттер — активная соцсеть, где можно найти самых разных разработчиков. Ради интереса я проверил: 196 человек из России в блоке bio (раздел о себе на личной странице) указали iOS developer. Потом я нашел российских пользователей, которые называют себя Javascript Developer — их оказалось 84. 

И это только сорсинг по био с помощью этих конкретных запросов. Расширив области поиска и используя синонимы, можно получить намного больше кандидатов. Если искать Frontend Developer, то добавляются еще 228 кандидатов, которых может не быть в других источниках. Об особенностях внутреннего и внешнего поиска я еще расскажу.

Если же взять иностранный сегмент соцсети, например США или Германию, то по тем же самым запросам можно получить в 2–3 раза больше кандидатов. За рубежом твиттер популярнее, чем в России, поэтому в международном рекрутинге этот канал более эффективен. 

А вот дата-сайентистов там меньше. Думаю, это связано с тем, что такие специалисты не разбросаны по разным платформам, а сконцентрированы в едином комьюнити. Все потребности дата-сайентистов в общении закрываются другими платформами и сообществами:

  • Kaggle — платформа для соревнований и общения специалистов по обработке данных и машинному обучению; 
  • Open Data Science (ODS) — сообщество для общения в Slack.

Зачем рекрутеру твиттер

  1. Искать кандидатов, которых может не быть в других источниках, например в LinkedIn, GitHub, Хабр Карьере.
  2. Собирать информацию о кандидате: чем он увлекается, какие конференции посещает. Такие сведения пригодятся, чтобы составить персонализированное сообщение и повысить вероятность ответа. Это особенно важно при Executive Search и хедхантинге. 
  3. Писать кандидатам личные сообщения напрямую — твиттер это позволяет.
  4. Заниматься нетворкингом и собирать аудиторию для публикации вакансий. Советую выработать привычку добавлять в свой твиттер и LinkedIn всех кандидатов, с которыми вы пообщались. Если у вас популярный аккаунт, то вы можете собрать отклики, просто выложив твит с вакансией.

Минусы твиттера

Твиттер плохо подходит для самостоятельного поиска — там сложно оценить опыт работы пользователя. Поэтому я использую эту соцсеть для кроссплатформенного поиска. 

Например, нахожу кандидата в твиттере и понимаю, что он может быть мне интересен. Беру его никнейм и подставляю в специальный сервис, который показывает пользователей с аналогичным ником в других соцсетях и платформах. Таких сервисов несколько, вот самые удобные:

Часто таким способом удается найти другие аккаунты кандидата и его контактные данные для связи — в том числе и телеграм. 

Внутренний поиск в твиттере

Вы можете искать по хештегами и ключевым словам, чтобы выявить группу пользователей, которые интересуются определенной темой. Например, в поисковой строке твиттера напишите #holyjs. Так вы увидите твиты тех, кто писал что-то про HolyJS — конференцию для фронтенд-разработчиков. 

Или можно использовать хэштег с названием технологии — например #react, #typescript, #bigdata. Все те же технологии можно писать и без хештегов — вам покажут посты, где встречаются ключевые слова.

Если хотите конкретизировать поиск, то можно воспользоваться дополнительными фильтрами. Например, поищем российских android-разработчиков, которые писали о том, что открыты для предложений о работе:

Этот запрос можно еще доработать, если добавить к нему filter:links:

android “ищу работу” lang:ru filter:links

Тогда вы получите не все твиты о поиске работы, а только те, где есть ссылки — например, на резюме.

Полный список операторов твиттера можно посмотреть в документации. Причем писать запросы вручную необязательно: если нажать на значок с тремя точками справа от поисковой строки, то откроется окно Advanced Search с набором фильтров и полей для уточнения запроса. 

X-ray

Твиттер отлично сканируется через Гугл. Например, поищем фронтенд-разработчиков:

site:twitter.com “Javascript Developer” OR “Frontend Developer” Russia Following (7 000 результатов)

Обратите внимание на слово Following — оно встречается в любом профиле и обозначает количество подписок пользователя. Мы «привязываемся» к нему, чтобы отсечь все страницы, которые не являются профилями. Но получается слишком большая выдача, которую нужно еще «чистить». Например, там можно найти не только личные профили, но и аккаунты с вакансиями. 

Вы можете использовать операторы под ваши задачи, очищая выдачу. Попробуем убрать нерелевантные результаты: 

site:twitter.com “Javascript Developer” OR “Frontend Developer” Russia Following -требуется -вакансия -вакансии -vacancy -jobs -company -status (3 030 результатов)

Фраза -status позволяет исключить страницы с конкретными твиттами. Остальные ключевые слова со знаком минус нужны, чтобы убрать из выдачи сообщения от рекрутеров и работодателей.

Чтобы выбрать только активных пользователей твиттера, можно использовать такой запрос:

site:twitter.com “Javascript Developer” OR “Frontend Developer” Russia Following with_replies -Blog (741 результат)

Оператор with_replies показывает личные страницы с твитами, у которых есть комментарии. Заодно я убрал из выдачи блоги, которые мне не нужны для поиска.

Поиск по био через Followerwonk 

Как я уже говорил, био — это раздел на личной странице пользователя, в котором он рассказывает о себе:

Я предпочитаю искать именно по био — так можно получить более релевантные результаты. Если человек сам о себе написал, что он javascript-разработчик, скорее всего, так оно и есть. 

Проблема в том, что внешний и внутренний поиск ведется по всей странице пользователя. В разных источниках я читал про оператор bio, который якобы позволяет ограничить область поиска. Но если этот оператор когда-то и работал, то сейчас уже нет.

Расскажу про единственный известный мне способ поиска по био — через сервис Followerwonk. Все просто:

  1. Вводим название должности или языка программирования в поисковой строке.
  2. Выбираем опцию search Twitter bios only.
  3. Нажимаем на ссылку more options под поисковой строкой.
  4. Задаем локацию — можно указать город или страну.
  5. Получаем сверхрелевантную выборку. 

Найдем разработчиков на Javascript (84 человека):

Что еще можно сделать:

  1. Убрать из запроса слово developer — выборка увеличится (181 результат), но в нее попадут аккаунты конференций, митапов, организаций и рекрутеров.
  2. Поиграться с синонимами. Например, javascript-developer может называть себя frontend developer (228 результатов) или ui developer (31 результат). 
  3. Искать не только по языку программирования, но и по связанным с ним технологиям и фреймворкам.
  4. Искать в био по компаниям-донорам, допустим так: frontend developer Яндекс.
  5. Использовать стоп-слова, чтобы избавиться от нерелевантных результатов. Если вам нужны чистые фронтендеры без фуллстека, тогда поможет запрос: javascript developer -Full-stack -Fullstack.  

Как оценить профиль кандидата в твиттере

По личной странице пользователя в твиттере сложно понять его профессиональный опыт. Но если прочитать его твитты, то есть шанс хотя бы разобраться, чем он интересуется. Этот процесс можно автоматизировать с помощью сервиса аналитики Foller.me.

Просто скопируйте никнейм пользователя твиттера в Foller.me и нажмите кнопку Analyze. Сервис сформирует подробный отчет:

На какие разделы обратить внимание:

  1. Topics и Hashtags — можно посмотреть, какие слова и хэштеги чаще всего использует кандидат. Здесь мы видим, что пользователь интересуется PHP и фреймворком Laravel. Эта гипотеза полностью подтверждается, если посмотреть информацию в био.
  2. Mentions — кто упоминал пользователя. В этом разделе стоит поискать профили конференций и митапов — возможно, кандидат там выступал или участвовал. Тогда вы сможете начать разговор с обсуждения конференции и профессиональных интересов, а не вакансии — это более удачный заход.

Главное, что надо знать про сорсинг в твиттере

  1. Твиттер позволяет:
  • находить кандидатов, которых нет в других источниках;
  • собирать информацию, которую потом можно использовать, чтобы составить персонализированное сообщение кандидату;
  • заниматься нетворкингом; 
  • писать кандидатам напрямую — но нужно делать это с осторожностью, начиная общение с профессиональных интересов и конференций, а не с вакансии. 
  1. В твиттере сложно оценить профессиональный опыт кандидата, поэтому этот источник больше подходит для кроссплатформенного поиска.
  2. Зачастую пользователи используют один и тот же никнейм на разных платформах. По никнейму кандидата в твиттере можно найти его другие контакты — например, в телеграме. 
  3. Внутренний поиск не порадует рекрутера фантастическими возможностями — он ориентирован на поиск информации, а не людей с определенными навыками. Но вы можете искать по ключевым словам и хэштегам с названиями технологий.
  4. X-ray-поиск больше соответствует задачам рекрутера. В запросах используйте слово Following, чтобы нацелиться на личные страницы пользователей.
  5. Самый релевантный поиск — по био. Рекомендую сервис Followerwonk, который умеет сканировать био пользователей твиттера.
  6. Используйте синонимы и названия связанных технологий, чтобы расширить область поиска.
  7. Быстро оценить личную страницу пользователя помогут сервисы аналитики. Их много, но мне больше всего нравится Foller.me.