• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
Редактор:  Анна Ефимова

Как удерживать сотрудников

Стратегия Skyeng

Некоторые компании считают удержание команды более сложной задачей, чем подбор специалистов на замену уволившимся сотрудникам. Но задуматься о сохранении команды стоит хотя бы потому, что бизнесу с низкой текучестью проще достигать поставленных целей. 

Head of Employee relations в Skyeng Анастасия Юрчихина рассказала, как они сохраняют команду. Разобрали все элементы стратегии удержания сотрудников в Skyeng, объяснили, кому подойдет такой подход и как его адаптировать под свой бизнес.

Анастасия Юрчихина,
Head of Employee relations в Skyeng

Что понимать под удержанием команды

Важно верно понимать фразу «‎удержание сотрудников». Глагол «‎удерживать» означает, что мы пытаемся остановить того, кто уже собрался уходить. На самом деле эффективнее работают стратегии удержания, которые нацелены не на ‎работу с теми, кто в одном шаге от увольнения, а на создание комфортных условий на опережение.

Существуют и другие заблуждения об удержании сотрудников:

Заботиться о сохранении команды стоит с первого дня работы бизнеса. Но зачастую на старте у компании хватает других задач, поэтому удержание сотрудников уходит на второй план. Если нет возможности применять активные меры по сохранению команды, важно регулярно следить за ситуацией в компании.

Красные флаги, которые говорят о том, что пора уделить внимание удержанию команды:

  • количество увольнений сотрудников по собственному желанию растет от года к году;
  • снижается уровень индекса eNPS;
  • заметна напряженная атмосфера в команде: токсичное общение, много недовольства и выгораний.

Как мы удерживаем сотрудников в Skyeng

В Skyeng стратегия удержания сотрудников состоит из пяти элементов:

  1. Формируем у команды чувство сопричастности.
  2. Обеспечиваем сотрудникам заботу и поддержку со стороны менеджмента.
  3. Добавляем в соцпакет ценные для команды бенефиты.
  4. Создаем корпоративные ритуалы.
  5. Делимся успехами и хвалим.

Преимущества подхода:

  1. Основан на базовых элементах, которые несложно внедрить в свой бизнес. Нужно только адаптировать элементы под компанию — например, придумать ритуалы, которые будут актуальны для вашей команды.
  2. Не требует много финансовых ресурсов. В списке элементов нет ничего, что связано с материальным вознаграждением сотрудников. Опосредованно от объема финансовых ресурсов зависит наполнение соцпакета. Остальные элементы не требуют больших затрат. 
  3. Под силу двум специалистам. Реализацией стратегии удержания в Skyeng занимаюсь я и менеджер внутренних коммуникаций. Этого ресурса хватает, чтобы справляться с задачами.
  4. Благодаря такой стратегии удержания в 2023 году количество увольнений по собственному желанию в Skyeng снизилось на 5,5% относительно 2022 года.

Формируем у команды чувство сопричастности

В сфере образования сотрудники сами видят, что их работа делает жизнь людей лучше. Но мы все равно регулярно транслируем команде big-идею компании и вдохновляем специалистов, чтобы они чувствовали себя частью чего-то важного. 

Презентуем стратегию развития компании. По стратегии на 2023–2025 годы было несколько встреч с командой. Топ-менеджеры рассказывали, почему поставили определенные цели и как планируют их добиваться. Презентация стратегии лежит в открытом доступе, поэтому каждый сотрудник может в любой момент снова посмотреть ее. 

Связали стратегию и миссию компании, внедрили систему OKR. Сейчас все это стало звеньями одной цепочки. Стратегия направлена на реализацию миссии. OKR помогают каждому сотруднику оценивать, как его результаты влияют на выполнение стратегии и, как следствие, миссии.

Обеспечиваем сотрудникам заботу и поддержку со стороны менеджмента

Чтобы компания была эффективной, в ней не должно быть иерархического расслоения. Когда топ-менеджеры понимают боли и потребности сотрудников, команда чувствует свою ценность. Также важно, чтобы любые изменения, которые исходят от бизнеса, презентовали и обосновывали менеджеры, которые инициировали перемены, а не эйчары. Это повышает доверие к руководству. 

Как Skyeng формирует у команды ощущение заботы со стороны менеджмента:

  1. Проводим Skypulse. Это ежемесячная онлайн-встреча всех сотрудников компании. Обычно ее проводит исполнительный директор. Он рассказывает, куда движется Skyeng, что произошло за последний месяц, выполняется ли бизнес-стратегия.
  2. Ежемесячно в общем канале в TiMe финансовый директор рассказывает, какие финансовые результаты были запланированы и чего удалось достичь.
  3. Если в бизнесе или мире происходит что-то внеплановое, организуем Q&A-сессию. На ней один из топ-менеджеров отвечает на вопросы сотрудников о происходящем.
  4. На корпоративном портале работает чат поддержки сотрудников. Там можно задать любой вопрос, на который ответит профильный специалист.
  5. Запустили кнопку «‎Боли». С ее помощью сотрудник может анонимно поделиться своей проблемой. Текст вижу я и несколько человек из моей команды. Мы оцениваем запрос и думаем, как помочь специалисту.‎

Добавляем в соцпакет ценные для команды бенефиты

В нашем соцпакете есть «‎плюшки», доступные офисным сотрудникам и удаленным специалистам:

  • оплачиваем 50% стоимости медицинских услуг, которыми воспользовался сотрудник;
  • предоставляем скидку 50% на покупку курсов Skyeng сотруднику и его ребенку;
  • предоставляем скидку на обучение IT-профессии в Skypro;
  • предоставляем бесплатный доступ к курсам в корпоративном университете Skyway;
  • даем возможность бесплатно участвовать в английских разговорных клубах Skyeng;
  • организуем завтраки в московском офисе;
  • открыли в офисе в Москве спортзал;
  • проводим онлайн- и офлайн-йогу;
  • даем скидки на услуги партнеров;
  • организуем встречу всей команды на Новый год и день рождения компании;
  • предоставляем скидку на сервис видеоконсультаций с психологом «Ясно‎»‎; 
  • дарим мерч при трудоустройстве и на каждую годовщину работы в компании; 
  • дарим подарок на рождение ребенка.

Наполняя соцпакет, не нужно гнаться за трендами. Важно спросить у сотрудников, чего им не хватает. Бывает, это что-то базовое типа ДМС или более экстраординарное, например оплата курсов английского языка. По данным 2022 года, 98,4% компаний, которые добавили этот бенефит в соцпакет, включая Озон, Леруа Мерлен, Ламоду и Тинькофф, заметили рост лояльности команды.

Создаем корпоративные ритуалы

Ритуалы создают ощущение стабильности, предсказуемости и ожидания приятных впечатлений. Они могут быть общими для всей компании. Например, проведение в Skyeng ежемесячной встречи с исполнительным директором — это тоже ритуал. 

Большую роль в формировании ритуалов играют руководители отделов. Они продумывают, что может заинтересовать команду, и стараются регулярно организовывать эту активность. 

В Skyeng многие традиции связаны с пятницей. Ребята в московском офисе вечером играют в настолки или смотрят фильмы. Удаленные команды созваниваются в зуме, чтобы поболтать и выпить любимый напиток, или просто создают треды с мемами. 

Делимся успехами и хвалим

Наш корпоративный мессенджер — TiMe. Там есть 2 канала для всей команды:

  • General для важной информации, лонгридов о нововведениях и больших победах;
  • Sky-threads для празднования небольших успехов и освещения менее значимых новостей.

В каналах мы отмечаем успешную работу сотрудников, рассказываем, что они сделали и почему это классно. Так специалисты учатся замечать результаты коллег, чувствуют причастность большому делу и хвалят друг друга. 

Выстраивая общение через TiMe, соблюдаем правила:

  1. Сосредоточились на одном канале коммуникации. Не забрасываем сотрудников письмами в почте и на корпоративном портале, иначе команде надоест постоянный поток информации и сотрудники отключат уведомления во всех корпоративных каналах.
  2. Не рассказываем обо всем подряд. Внутриком собирает все новости компании, но доносит до сотрудников только самое важное. 
  3. При выборе новостей стараемся, чтобы они воплощали ценности и цели бизнеса. Например, рассказываем, как партнерство двух отделов помогло решить масштабную задачу.
Анонс встречи Fuckup Night в канале General
Поздравление хэдов Skyeng в канале Sky-threads 

Также у нас проходят квартальные демовстречи. На них ребята из разных отделов рассказывают о достижениях своего подразделения и получают порцию восхищения.

Какую роль в удержании сотрудников играют корпоративные компетенции

Проще удерживать сотрудников, которые близки компании по духу. Поэтому важно нанимать тех, кто подходит под корпоративную культуру и разделяет ценности бизнеса. Тогда стратегия удержания принесет более ощутимые результаты, а компания не будет постоянно бороться с высокой текучестью.

Корпоративные компетенции Skyeng — это качества сотрудников, которые помогают компании расти. Мы ищем их в каждом кандидате, чтобы нанимать не просто талантливых специалистов, а тех, чьи навыки и качества перекликаются с корпоративными ценностями. 

Чтобы нанимать кандидатов с подходящими качествами, одним из этапов отбора в Skyeng стало интервью по компетенциям. С помощью биографических и ситуационных вопросов рекрутер выясняет, как в специалисте проявляется та или иная компетенция. Например, чтобы проверить результативность кандидата, мы оцениваем:

  • умеет ли специалист достигать целей максимально эффективным способом;
  • готов ли брать ответственность за свои решения;
  • на основании чего он принимает решения.

Кто в Skyeng отвечает за реализацию стратегии удержания

Удержание сотрудников — ответственность не только эйчаров. Я согласна с поговоркой, что приходят в компанию, а уходят от руководителя. Поэтому на 70–80% задача по удержанию команды ложится на плечи менеджеров. Это связано с тем, что руководители лучше знают людей, с которыми работают, и могут адаптировать стратегию под потребности конкретного сотрудника.

Задачи руководителей в процессе удержания:

  • выстраивать доверительные взаимоотношения с сотрудниками;
  • создавать комфортную атмосферу в коллективе;
  • увеличивать лояльность сотрудников;
  • правильно презентовать решения высшего руководства;
  • мотивировать специалистов.

Чтобы руководители в Skyeng справлялись с этими задачами, мы обучаем менеджеров на курсах в корпоративном университете Skyway. Они учатся:

  • развивать команду;
  • составлять индивидуальный план развития сотрудника;
  • находить правильные слова для команды в разных ситуациях; 
  • не допускать собственного выгорания и команды;
  • экологично расставаться с сотрудниками.

Каждый менеджер 2 раза в год проходит performance review. На сессии специалисты анализируют свои достижения за период и запрашивают обратную связь у коллег. На основе аналитики и фидбэка менеджеры со своим руководителем составляют индивидуальный план развития и отмечают зоны роста. 

Этапы внедрения стратегии удержания сотрудников

  1. Изучите текущую ситуацию: оцените уровень текучести, значение индекса лояльности сотрудников и атмосферу в команде. В будущем это поможет понять, работает ли стратегия удержания.
  2. Оцените количество человек в команде, чтобы понять объем работы и ресурсов, которые потребуются для реализации стратегии.
  3. Если какие-то инструменты для удержания вы уже используете, непредвзято оцените их. Разберитесь, действительно ли они интересны сотрудникам. Возможно, от чего-то стоит отказаться и перераспределить ресурсы.
  4. Заручитесь поддержкой СЕО и менеджеров. Если они не будут вовлечены в процесс, никакие материальные блага не помогут удержать команду.
  5. Оцените ожидания бизнес-подразделений от команды — это поможет выбрать инструменты для реализации стратегии.
  6. Чтобы адаптировать стратегию под задачи бизнеса, спросите у сотрудников, чего им не хватает. Бывает так, что компания гонится за новомодными подходами, а команде не хватает базовых вещей.
  7. Будьте готовы к тому, что не все сотрудники захотят делиться своими желаниями лично. В таком случае обратитесь к результатам оценки уровня eNPS. Они покажут обобщенную картину потребностей специалистов.
  8. Выделите проблемные зоны, которые в первую очередь нужно проработать. Например, если сотрудники в один голос говорят, что им не хватает похвалы от руководителей, сначала научите менеджеров отмечать достижения команды.
  9. Постепенно реализовывайте каждый элемент стратегии и следите за результатами. Важно не ждать быстрых изменений и быть готовыми к негативу, так как не всегда люди воспринимают новое положительно.

Главное об удержании сотрудников

  1. Удерживать сотрудников — это не останавливать тех, кто в одном шаге от увольнения, а действовать на опережение.
  2. Чтобы удерживать сотрудников, не нужно забрасывать их премиями и «‎плюшками». В первую очередь сохранение команды связано с созданием эмоционального контакта с компанией. Сотрудники, которые чувствуют свою ценность и заботу работодателя, как правило, не думают об увольнении.
  3. ‎ Стратегия удержания сотрудников в Skyeng состоит из 5 элементов:
    • создаем у команды чувство сопричастности;
    • обеспечиваем заботу о команде и поддержку со стороны менеджмента;
    • формируем полезный соцпакет;
    • внедряем корпоративные ритуалы;
    • празднуем победы и хвалим.
  4. Рассказывать об изменениях и обосновывать их должны не эйчары, а инициаторы перемен. Тогда команда будет больше доверять решениям менеджмента.
  5. Не гонитесь за экстраординарными «‎плюшками» для соцпакета. Лучше уточните у сотрудников, чего им не хватает. Возможно, это что-то базовое.
  6. ‎Проще удерживать сотрудников, которые разделяют корпоративные ценности бизнеса. Помните об этом во время подбора специалистов.
  7. Большая часть задач по удержанию сотрудников — ответственность руководителей. Чтобы они справлялись, важно прокачивать их софт-скиллы.
О чем расскажем: