Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности
Почему в коллективе появляется травля
Моббинг — регулярно повторяющееся давление на человека в трудовом коллективе. Иными словами, это травля на работе. Травить может как один человек, так и группа людей. Совместно с психотерапевтом Натальей Шабалиной разобрались, кто чаще становится жертвой моббинга, как работают внутренние механизмы агрессоров и как травля влияет на бизнес.
Наталья Шабалина, HR-консультант, психотерапевт, автор канала о практической психологии
Моббинг или агрессия на работе чаще всего проявляется не открыто — скандалом или ссорой, а более изощренно:
Из-за моббинга страдает бизнес:
Конфликт конечен, а травля — нет. Конфликт можно разрешить, договорившись об условиях, при выполнении которых конфликт будет исчерпан. Например, точка входа в конфликт — ошибки сотрудника в отчете. Значит, точка выхода — их отсутствие.
Конечно, есть нюанс: чтобы выйти из конфликта, обеим сторонам нужно общаться конструктивно. Если в обратной связи переходить на личности или использовать гипертрофированные фразы, у собеседника не будет желания искать выход из конфликта.
Сравните:
❌ | ✅ |
Как всегда, ошибки! Я уже устала за тобой отчеты проверять. Как вообще тебе доверять задачи? | Есть проблема: последние два отчета ты прислал позже, чем мы договаривались. В прошлый раз ты сделал 4 ошибки и сегодня ошибся вот в этой таблице. Я беспокоюсь. Что случилось? Как нам это исправить? |
После конструктивной обратной связи человек должен понимать, что проблема не с ним самим, а с его действиями. И, исправив эти действия, он исчерпает конфликт.
У моббинга нет конечной точки, после которой он закончится и все участники продолжат мирно работать друг с другом. Временами моббинг направлен на то, чтобы выжить человека из коллектива, но иногда мобберы этого не хотят: они проявляют агрессию, потому что получают выгоду от сложившегося положения.
Человек — существо биосоциальное. У каждого из нас есть животная часть. Эта часть включает в себя два конфликтующих друг с другом инстинкта: социальный и иерархический. Социальный инстинкт заставляет нас примкнуть к группе. И как только мы в нее попадаем, иерархический инстинкт толкает нас на две вещи: определить, какое в ней место мы занимаем, и обозначить это место остальным.
Признаки, по которым мы выстраиваем иерархию, для всех людей разные: кто-то судит по привлекательности, кто-то — по скорости решения судоку. Занять лидирующую позицию в группе стремятся не все, но многим болезненно ощущать себя в самом низу иерархии. Чтобы возвыситься, они стараются найти или сделать кого-то слабее себя. Один из способов добиться этого — запугивания и унижения.
Зрелый человек обладает социальными навыками и эмоциональной компетентностью. Это сочетание помогает ему правильно выстроить профессиональную иерархию: отбросить лишние иерархические признаки — например, красоту или звонкий смех — и выделить нужные. К ним относят профессиональные компетенции.
Правильно выстроенная иерархия позволяет понять, нужно ли менять в ней свое место или можно признать: «Я сейчас не самый сильный, и это нормально». Однако у многих людей социальные навыки и эмоциональная компетентность развиты недостаточно. Поэтому ими руководят инстинкты. Если вдобавок к этому в компании нет места для здоровой конкуренции или внятной должностной иерархии, вероятность моббинга повышается.
В большинстве компаний задан высокий темп работы, который вызывает стресс у сотрудников. В таком режиме социальная и эмоциональная компетентность ослабляются, и человек неосознанно отдаляется от социально приемлемого поведения.
Агрессия есть у всех, и это нормально. В норме с детского возраста людей нужно учить распознавать ее, контактировать с ней и выражать агрессию социально приемлемыми способами. Но часто родители и воспитатели считают эту эмоцию разрушительной и накладывают на нее явный или неявный запрет. Дети вырастают без умения справляться со своей агрессией и проявлять ее экологично.
Подавленная агрессия копится и находит пути для выхода. Травля — один из них.
Обычно человеку неприятно чувствовать себя злодеем. Поэтому агрессор оправдывает свое поведение — например, борьбой за справедливость. Он говорит себе: «Я вижу, что он работает хуже меня и всем все равно. Тогда я буду указывать на его промахи. Пусть все наконец заметят, какой он».
Оправдание дает внутреннее право на агрессию: «Если никто не наводит порядок, этим займусь я». Но на самом деле агрессор хочет чувствовать свою силу и превосходство.
В агрессоре живет уверенность: если не я, то меня. Он острее всех чувствует опасность для себя даже там, где ее может не быть. И старается ее избежать.
Часто агрессором становится не самый сильный человек в группе. Сильному нет необходимости постоянно демонстрировать свою силу перед окружающими. А агрессор боится обнаружить слабость перед другими и не может вынести ее в себе. Поэтому прибегает к демонстрации силы через агрессию.
Казалось бы, вот точка остановки моббинга: за счет унижения другого агрессор пришел к желанной цели — почувствовал себя сильным. Но проблема в том, что он не может присвоить себе это чувство. Оно живо в нем только в момент травли. Как только эпизод агрессии заканчивается, моббер снова чувствует себя слабым. Чтобы почувствовать силу снова, ему нужно проявить проявить агрессию еще раз.
Жертвой моббинга может стать любой, кто попал в эмоционально нездоровый коллектив. Помимо новичков, мобберы чаще всего атакуют таких людей:
Классический пример: моббинг против руководителя, который пришел в команду извне. Это не обязательно открытое противодействие, чаще команда просто «забывает» исполнить какие-то задачи или игнорирует призывы лидера. А на сессии обратной связи обозначает, что руководитель некомпетентен. Из-за падения продуктивности команды это заявление выглядит правдоподобно.
Таким может быть сотрудник с успешными проектами, медийностью или подающий большие карьерные надежды.
Например, в команде принято собираться вечером в баре и жаловаться друг другу на руководителя. Когда человек не присоединяется к этой традиции, он воспринимается коллективом как чужак, и к нему начинают настороженно относиться.
Жертва всегда чувствует бессилие и уверена: от нее ничего не зависит и она ни на что не может повлиять. Поэтому виктимные люди, которые попали в травлю, склонны ничего не предпринимать для изменения ситуации. При мысли о смене работы они уговаривают себя, что все не так плохо.
Агрессор свое бессилие пытается замаскировать агрессией. Жертва признает свое бессилие и даже не пытается быть сильной, потому что не чувствует на это права.
Жертва пропускает «пробные удары» — первые акты агрессии от мобберов. Не получив отпора, агрессоры убеждаются, что здесь можно безопасно вылить агрессию, и усиливают травлю.
Страх порождает нужду. А она ставит человека в зависимое положение, которое делает человека жертвой, склонной игнорировать выходки мобберов.
В работе может пугать необходимость вливаться в коллектив или боязнь ошибиться. Человек становится неуверенным — это привлекает агрессора.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности