• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
Редактор:  Никита Решетников

Шесть вредных мифов об автоматизации рекрутмента

Которые мешают нанимать эффективнее

Автоматизация рекрутмента — тренд на российском рынке. Но многие компании до сих ведут подбор по старинке, в лучшем случае в экселе. Зачастую они испытывают трудности с наймом: вакансии не закрываются, заказчики не вовлечены в подбор, достоверная HR-аналитика отсутствует. 

Эти проблемы устраняются автоматизацией. Но что-то мешает решиться, все перестроить и перейти к контролируемому, эффективному и осмысленному подбору. Это что-то — ограничивающие убеждения, которые часто не соответствуют реальности.

Мы разберем самые вредные мифы об автоматизации и расскажем, как все устроено на самом деле.

Миф №1: автоматизация нужна только крупным компаниям

В чем суть заблуждения: «Зачем нам это? В компании всего один рекрутер, мы еще слишком маленькие для автоматизации. Вот когда вырастем, тогда и будем думать, как все выстроить правильно».

Но дело тут не в размере компании, а в целях и проблемах бизнеса. Автоматизация нужна, если перед вами стоит хотя бы одна из задач: 

  • нанимать быстрее; 
  • закрывать позиции более качественными кандидатами;
  • контролировать эффективность рекрутеров; 
  • вовлекать нанимающих менеджеров в подбор;
  • формировать и использовать базу резюме;
  • выстраивать прозрачные процессы найма — для рекрутеров, бизнеса и кандидатов;
  • избежать хаоса при масштабировании рекрутмента.  

Что важно: заниматься автоматизацией проще на маленьких объемах найма. Так вы сможете изначально выстроить правильные процессы в спокойной обстановке, без авралов и хаоса. Не придется потом ломать об колено неэффективную систему и все менять, что бывает болезненно. 

Что почитать: Как Хабр всего с одним рекрутером упорядочил подбор на базе Хантфлоу.

Миф №2: если нет активного найма, то автоматизацией заниматься бессмысленно

В чем суть заблуждения: «У нас сейчас нет активного подбора, так что будем автоматизироваться, но позже». 

Все ровным счетом наоборот. Дело в том, что такие паузы — удачное время для перестройки процессов. Когда пойдет активный наем и начнутся завалы, автоматизировать рекрутмент будет менее удобно. 

Что почитать: 7 признаков того, что вам нужна CRM для рекрутинга.

Миф №3: надо поймать идеальный момент для автоматизации

В чем суть заблуждения: «У нас сейчас такой завал, что нам не до автоматизации. Давайте мы с этим завалом справимся и после этого уже будем думать».

Этот миф — полная противоположность предыдущему, но он связан с ним. Типичный сценарий: сначала компания откладывает автоматизацию из-за неактивного найма, а потом интенсивность резко возрастает и становится не до автоматизации — надо тушить пожары.

Рекрутеры «в огне», потому что вакансии необходимо закрыть еще вчера, заказчики едва успевают участвовать в интервью и давать фидбэк по кандидатам. А тут еще автоматизация — надо разбираться с новыми инструментами, учиться работать по другим принципам.

Может, тогда подождать до лучших времен? Но чаще всего завал — следствие отсутствия автоматизации. Если бы процессы работали не в ручном режиме, то рекрутерам бы не приходилось тратить время на рутину. Они бы могли закрывать больше вакансий за меньшее время. 

Поэтому без автоматизации компания рискует никогда не разгрести этот завал — он будет только нарастать. Это как если бы приболевший человек отказывался принимать лекарства, потому что плохо себя чувствует и ему «пока не до этого». 

Что почитать: Как подготовиться к переходу на ATS.

Миф №4: автоматизация подбора не нужна, это блажь рекрутеров

В чем суть заблуждения: «Наши проблемы только из-за того, что рекрутеры плохо работают. Они ленивые и ничего не делают — никакая автоматизация не поможет. Почему бизнес должен тратить деньги на то, чтобы облегчить этим бездельникам жизнь? Мы и так платим им зарплату».

Порой такие аргументы звучат из уст руководителей компании, когда у них просят бюджет на автоматизацию. На самом деле автоматизация нужна не для того, чтобы рекрутеры могли отдыхать целыми днями, пока система делает их работу.

Автоматизация дает доступ к аналитике, а потому в первую очередь она нужна именно бизнесу. Если руководство считает, что команда подбора плохо работает, то аналитика позволит проверить эту гипотезу и устранить проблему. С ее помощью руководитель может оценить эффективность каждого рекрутера, установить и контролировать KPI, увидеть причины проблем.

Так, иногда выясняется, что проблема не на стороне рекрутмента, хотя все были уверены в обратном. На деле может быть миллион причин сложностей в найме: зарплата не в рынке, заказчики затягивают с проверкой кандидатов, слабый HR-бренд, слишком большой набор этапов подбора. Именно аналитика позволяет докопаться до сути, найти и устранить реальную проблему вместо того, чтобы жить иллюзиями. 

Что почитать: Как убедить руководителя компании, что пора автоматизировать подбор.

Миф №5: автоматизация не решит проблемы с закрытием вакансий

В чем суть заблуждения: «Причем здесь скорость закрытия вакансий? Если мы не можем найти сениор-разработчика, то чем поможет Хантфлоу? Вы нам за ручку кандидатов приводить будете?»

Чаще всего компании стремятся к автоматизации ради удобства. Долго писать письма — хотим готовые шаблоны. Тяжело добавлять резюме вручную — дайте возможность делать это в один клик. Трудно собирать воедино историю взаимодействия с кандидатами — пусть все хранится в общей базе.

Но истинная ценность автоматизации — это не удобство, а возможность закрывать больше вакансий за меньшее время. Многие не понимают, как рекрутинговая система поможет быстрее находить сотрудников.

Действительно, автоматизация — не волшебная таблетка. Она не сделает так, что кандидаты встанут к вам в очередь. Но с ее помощью получится оцифровать рекрутмент и увидеть его узкие места, где зависают или теряются релевантные кандидаты. Если устранить «засор», то скорость закрытия вакансий вырастет. 

Что почитать: Какие проблемы можно решить с помощью рекрутинговой CRM.

Миф №6: заказчики не согласятся работать по новым правилам

В чем суть заблуждения: «Это все, конечно, классно. Но у нас специфические заказчики, которые не хотят ничего менять и не станут работать в новой CRM-системе. Мы это уже проходили, все бесполезно». 

Действительно, для заказчиков переход на новую систему может стать стрессом. Но в итоге все сводится к ответу на вопрос: «Ради чего мы это делаем? Зачем отказываемся от привычной и удобной системы и отправляемся в неизвестность? Просто потому, что рекрутерам так захотелось? Что получит от этого бизнес?»

Если игра стоит свеч и вы объясните это заказчикам, то они примут изменения. Заказчики не враги сами себе: они не меньше рекрутеров хотят, чтобы их вакансии закрывались быстрее. Если автоматизация позволяет удовлетворить конкретные потребности бизнеса, то она воспринимается как всеобщее благо, а не как прихоть команды подбора.

Самое сложное — преодолеть первое сопротивление и вовлечь бизнес в измененные процессы, в новую рекрутинговую CRM-систему. Если на этом этапе возникают сложности, то можно начать с наиболее лояльных заказчиков, которые готовы пробовать новое. Эти люди станут амбассадорами изменений: на их примере другие нанимающие менеджеры увидят пользу и тоже начнут работать в новой системе.

Что почитать: Что делать, если заказчики противятся автоматизации и не хотят работать в CRM.