Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Как устроена система обучения и развития сотрудников в Авито
Тимлид T&D Анастасия Чертовских объяснила Хантфлоу, зачем инвестировать в развитие сотрудников, как выбрать провайдера, построить систему систему обучения и оценить ее эффективность.
Анастасия Чертовских, Тимлид T&D в Авито
Развитие хард- и софт-скиллов сотрудников — ускоритель роста бизнеса. Если человек личностно развивается, повышает свою продуктивность, мотивацию и экспертность, то он быстрее и качественнее решает рабочие задачи.
Кроме того, система обучения помогает конкурировать на рынке труда. Во время интервью наши рекрутеры и нанимающие менеджеры рассказывают кандидатам о возможностях для развития своих знаний и навыков. Нельзя сказать, что люди приходят к нам только ради учебы — это лишь один из аргументов в пользу компании. Но если человек раньше работал в крупной IT-компании, он воспринимает обучение как что-то, что должно быть по умолчанию.
Инвестируя в сотрудника, вы даете ему возможность приносить больше пользы здесь и сейчас. При этом он видит, что работодатель вкладывается в него, это повышает мотивацию и лояльность.
Но даже если этот сотрудник когда-нибудь уйдет в другую компанию, это сыграет на пользу HR-бренду. Скорее всего, человек будет позитивно отзываться о бывшем работодателе, который помог ему в развитии нужных навыков и умений. А сарафанное радио разнесет эти отзывы по рынку.
Подробнее о том, зачем развивать сотрудников, можно прочитать в книге «Помогите им вырасти или смотрите, как они уходят».
В Авито все, что касается развития сотрудников, делится на четыре направления: профессиональное обучение, навыки управления, лидерские компетенции и личностное развитие. Сейчас расскажу про каждое направление.
Профессиональное обучение развивает хард-скиллы — знания и навыки, которые нужны сотруднику для решения его рабочих задач.
Харды у всех разные: например, для разработчиков это навыки написания кода, а для руководителей — знание рынка и бизнеса. В Авито уроки английского тоже относятся к профессиональному обучению. Мы международная компания, где работают экспаты, поэтому без знания английского языка будет сложно взаимодействовать с коллегами.
Под навыками управления мы подразумеваем не только people management, но и управление проектами, процессами и продуктом.
Чтобы компания достигала поставленных целей, ей нужны не просто руководители с хорошими менеджерскими навыками, а лидеры.
Но с лидерством не все так легко. Не получится просто сходить на тренинг и стать лидером — это так не работает. Поэтому мы стараемся использовать комплексный подход к развитию лидерства и предлагаем разные инструменты и форматы для сотрудников:
По моему опыту, другие компании не так часто уделяют внимание этому направлению, а зря. Личностное развитие не менее важно, чем профессиональное. Бесполезно развивать хард-скиллы и учить лидерским компетенциям сотрудника, который терзается внутренними проблемами или находится на грани выгорания: ему просто не до этого.
Поэтому мы проводим обучение и создаем много контента в разных форматах про работу с энергией, борьбу с выгоранием, управление стрессом и развитие креативного мышления. Активно занимаемся медицинским просвещением — сейчас это сложная и важная тема для многих. Например, когда вопрос о вакцинации стоял особенно остро, мы организовывали вебинар с участием врачей и экспертов в области биохимии.
Кроме того, мы активно применяем коучинг. Работая с коучем, сотрудники могут решать самые разные запросы — от выбора карьерного пути до проработки внутренних блокеров.
В Санкт-Петербурге у нас есть собственные тренеры, но в основном они специализируются на профессиональном развитии сотрудников. А в московском офисе Авито практически все обучение мы проводим силами внешних провайдеров. Совместно с ними мы запускаем новые курсы и адаптируем существующие программы под специфику и задачи Авито.
Если мы приглашаем внешнего эксперта, то можем рассчитывать, что он принесет свежий взгляд на тему и практики с рынка. В этом его преимущество перед внутренним тренером: когда постоянно работаешь только с одной компанией, то получаешь одну и ту же узкую картинку: взгляд может замыливаться.
У нас есть и внутреннее преподавательство — по большей части оно связано с профессиональным обучением. Например, к нам может прийти разработчик и сказать: «Могу более детально рассказывать коллегам о паттернах проектирования. У меня много опыта в этой теме, хочется им поделиться».
Мы помогаем внутренним экспертам научиться учить: разобраться, как правильно транслировать свои знания и упаковать их в подходящий формат — например, курс или вебинар.
Найти подходящего провайдера, который оправдает все ожидания, часто бывает непросто. У меня, например, хорошая экспертиза по рынку компаний, предоставляющих обучение по софт-скиллам. Обычно я делаю так:
С хардовым обучением — к примеру, для сотрудников из команд разработки — все может быть немного сложнее. Я не разработчик, поэтому мне трудно оценить качество курса. В таких случаях я привлекаю к выбору наших сотрудников, у которых есть экспертиза в этой теме. Они могут порекомендовать наиболее качественное обучение либо проверить выбранную нами программу на релевантность запросу.
В Авито выстроен понятный и прозрачный подход к тому, как выбрать и записаться на обучение. Каждый наш сотрудник получает личный кошелек с определенным лимитом, который можно потратить на развитие.
Размер лимита — от 40 000 ₽ в год и выше, в зависимости от позиции и роли. Этот лимит становится доступен сотруднику после завершения испытательного срока.
У нас есть собственная LMS-платформа с каталогом внешних и внутренних учебных мероприятий:
Сотрудник может выбрать себе что-то оттуда либо оставить заявку на внешнее обучение, которого нет в каталоге. Вот как это работает:
Чтобы сотрудники постоянно стремились учиться, недостаточно просто сделать каталог курсов и предложить на них записываться. Мы стремимся к тому, чтобы создать среду, в которой хочется развиваться.
Все учатся по-разному, поэтому мы даем максимальную вариативность форматов и подходов. Одному сотруднику достаточно прочитать книгу, чтобы впитать знания, которые можно использовать в работе. Другому надо попробовать сделать что-то самостоятельно и получить обратную связь. Кто-то любит групповые тренинги, а кому-то такой формат не подходит.
При этом важно, чтобы сотрудники знали, как работает система обучения. Эту информацию мы транслируем постоянно:
Мы стараемся эффективно управлять бюджетом на обучение в целом. Для этого у нас есть поэтапное перечисление средств из личных кошельков в командные. Если сотрудник в течение полугода не запланировал траты на обучение, то его бюджет переходит в кошелек команды.
Руководитель команды может распоряжаться этим бюджетом уже по своему усмотрению: например, организовать общекомандный тренинг или коучинг, доплатить за коллегу, которому не хватает на обучение.
Как говорят в сфере T&D, тому, кто научится измерять эффективность обучения с точки зрения влияния на бизнес и доход компании, можно будет дать Нобелевскую премию. Пока мы только на пути к этой награде, но движемся уверенно.
Мы используем модель Киркпатрика, которая позволяет оценить обучение по 4 уровням:
Сразу после обучения на LMS-платформе сотруднику приходит запрос на обратную связь. Так мы собираем фидбек по горячим следам, чтобы оценить первые впечатления учащихся и понять, понравился ли им тренер, оправдала ли программа их ожидания.
Чтобы оценить влияние обучения на поведение и результаты, нужно время. В заявке сотрудник указывает, какие результаты и к какому сроку он хочет получить. Когда обозначенный срок подходит к концу, система присылает вопрос: «Достигли ли вы желаемого результата?» Этот вопрос приходит не только учащемуся, но и его руководителю — он со стороны видит, как обучение отразилось на работе сотрудника.
Дополнительно мы организуем полугодовые опросы, когда собираем обратную связь по направлению Training & Development в целом.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности