Редактор:  Анна Ефимова

Зачем компаниям нанимать выпускников

Какие качества вчерашних студентов помогут усилить команду

Конец весны и начало лета — время, когда на рынок выходят новые кадры. Приток кандидатов обеспечивают выпускники вузов, колледжей и техникумов.

В условиях нехватки специалистов подбор выпускников — это возможность получить гибкие умы и новые идеи.

Но многие ли компании решаются на наем молодежи? Оказывается, все больше: количество работодателей, которые нанимают выпускников вузов, с сентября 2022 года увеличилось на 7 процентных пунктов: с 65 до 72%.

О преимуществах найма выпускников и о способах привлечения зумеров — новый материал Журнала Хантфлоу в рамках специального проекта «‎Без опыта». 

Почему рекрутерам стоит обратить внимание на выпускников 

Доступ к сотням тысяч потенциальных кандидатов

По словам заместителя председателя Правительства РФ Татьяны Голиковой, в 2024 году на рынок труда выйдут 1,7 миллиона выпускников вузов и колледжей.

Рассматривая на вакансии вчерашних студентов, можно расширить кадровый резерв специалистами разных сфер. Многие компании это понимают, поэтому, по словам HRD Superjob Ольги Лугининой, с осени 2022 года спрос на выпускников вузов вырос.

Специалисты, которые быстрее адаптируются в корпоративной культуре 

Некоторые компании на собеседованиях уделяют большое внимание проверке соответствия кандидатов корпоративной культуре. «Нам важно, чтобы человек разделял наши ценности и был близок по духу. Поэтому отдаем предпочтение кандидатам, которые смогут легко влиться в нашу корпоративную культуру‎», — отмечает лид IT-рекрутмента ‎Ostrovok Софья Исакова. Оценка cultural fit — одна из особенностей найма в компании.

Эксперты международной рекрутинговой компании Robert Walters со ссылкой на собственное исследование отмечают: 81% менеджеров убеждены, что специалисты с меньшей вероятностью уволятся, если их взгляды соотносятся с корпоративной культурой компании. «‎Это ‎повышает лояльность сотрудников и их приверженность бизнесу. Стоит это знать, потому что потеря специалистов стоит работодателям не только денег, но также времени и усилий»‎, — продолжает ‎менеджер по персоналу Robert Walters Эви Мелкенбеке.

Проблема конфликта ценностей и подходов при найме выпускников будет менее острой. Начинающий специалист, скорее всего, еще не погружался в корпоративную культуру другого бизнеса, поэтому ему будет проще адаптироваться к вашим взглядам и стилю работы, если они будут ему близки.

Возможность обогатить экспертизу команды знаниями и опытом зумеров

Главный стереотип о найме выпускников — их бесполезность для бизнеса. На самом деле способность быстро ориентироваться в новых технологиях, находить информацию, следить за трендами может помочь компании развиваться.

Эксперты платформы для оценки кандидатов Equalture отмечают: вчерашние студенты — одно из первых поколений, выросших в полностью цифровом мире. «‎Таким образом, чувствуя себя комфортно с новыми, инновационными решениями, они ориентируются в мире труда, основанном на технологиях, лучше, чем кто-либо другой. Что, как вы понимаете, особенно важно в технологическом секторе», — отмечают эксперты ‎Equalture.

Эти знания особенно ценны для компаний, продающих товары и услуги зумерам, например приложения или бренды одежды. Кому, как не зумерам, лучше знать, как должен выглядеть продукт, чтобы привлекать внимание их ровесников. 

Возможность создать когнитивно многообразную команду

Наем молодежи — это возможность сделать команду более когнитивно многообразной благодаря людям с другим опытом, образом мышления, взглядами и ценностями.

В статье о важности многообразия и инклюзивности при найме сотрудников мы рассказывали о выводах исследователей Harvard Business Review. Они считают, что лучше всего справляются с задачами команды, где есть когнитивное многообразие, обеспеченное разным уровнем образования, возрастом, происхождением. Неодинаковый опыт помогает им привносить уникальный взгляд на процессы и приходить к нестандартным решениям.

Согласно исследованию Forbes Insights, многообразие — ключевой фактор для развития инноваций в бизнесе и появления новых идей.

Уменьшение затрат на популяризацию обучения

76% зумеров считают своим ключом к успешной карьере готовность учиться. Это значит, что вовлекать молодых сотрудников в L&D-программы проще, чем старших. Желание специалистов развиваться в долгосрочной перспективе позволит вырастить сильную команду с современными компетенциями. 

О том, обучение каким навыкам ценят сотрудники, мы уже рассказывали в телеграм-канале Хантфлоу.

Какие преимущества найма выпускников выделяет российский бизнес

Пресс-служба сервиса Работа.ру опубликовала результаты опроса более 350 работодателей о том, что они ценят в молодых сотрудниках. 

Результаты исследования — в инфографике Журнала Хантфлоу.

Как привлекать и мотивировать молодых специалистов: выводы на основе исследования ВЦИОМ

В мае 2024 года на сайте ВЦИОМ был опубликован отчет генерального директора организации Валерия Федорова о специфике и ключевых запросах российской молодежи 18–24 лет и 25–34 лет. 

Редакция Журнала Хантфлоу изучила документ и выделила главные факторы, которые помогут работодателям привлекать и мотивировать зумеров, опираясь на их предпочтения и тревоги. 

Рейтинг ценностей молодежи возглавляет семья

Топ-3 ценностей респондентов в возрасте 18–24 лет:

  • крепкая семья, 
  • дружба, 
  • жизнь, достоинство, права и свободы человека. 

Чтобы учесть ценность семьи, компании могут расширить программу ДМС на нескольких родственников молодых сотрудников, организовывать семейные турниры, предлагать оплачиваемый отгул и премию по случаю свадьбы. 

Потребность в дружбе и в уважении достоинства можно реализовывать через корпоративную культуру:

  • создавайте поводы для общения сотрудников за пределами офиса; 
  • закрепите важность каждого мнения;
  • установите приоритет развивающей обратной связи;
  • обозначьте неприемлемость моббинга и работайте над сплочением команды, используя советы из нашей подборки

Деньги как мотивация 

Молодыми людьми в первую очередь движет желание разбогатеть, а уже потом стремление выполнять интересные задачи и развиваться. 

Эксперт по управлению Наталия Егменова считает, что самая опасная ловушка, в которую попадают менеджеры, — убежденность, что лучше денег сотрудников ничего не мотивирует. Сегодня каждый сотрудник при выборе работодателя обращает внимание и на нематериальные бонусы. 

Однако желание молодежи зарабатывать больше может стать ключевой мотивацией лучше справляться с задачами и развиваться. Чтобы понимать, сколько платить выпускнику и когда стоит повысить оклад, важно иметь прозрачную систему грейдов

Несмотря на то что зумеры указывают высокий уровень зарплатных ожиданий, сами по себе деньги им не важны. Если какую-то проблему можно решить, заплатив штраф, зумеры сделают это без сожалений. Они видят много возможностей получить доход и знают, что деньги легко заработать.

Екатерина Воронина
ex-HRBP, эксперт в MarHR

Также желания молодежи сходятся в стремлении к интересной работе. Это хороший знак для компаний. Интересные роли с амбициозными задачами могут привлечь молодых специалистов. 

При выборе профессии молодежь ориентируется на собственный интерес  

Главные факторы выбора работы молодыми специалистами:

  • личный интерес, 
  • высокая зарплата, 
  • востребованность на рынке труда.

В топе снова ожидание высокого дохода. Отвечая на вопрос, что больше всего осложняет жизнь современной молодежи, многие респонденты ответили, что материальные трудности. Это может означать, что ради высокого дохода выпускники готовы осваивать новое, погружаться в специфику отрасли и выполнять KPI. 

Редакция Журнала Хантфлоу продолжит изучать тему найма молодых специалистов. Новые материалы ищите на страницах нашего медиа и в соцсетях по тегу #без_опыта. 

А пока мы готовим для вас новые публикации, почитайте статьи о том, как известные компании запускают программы для школьников и студентов для решения проблемы дефицита кадров.

Готовь кадры смолоду: опыт Норникеля и IBM

Готовь кадры смолоду: опыт Тинькофф

Готовь кадры смолоду: опыт Яндекса