Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Объясняет профессиональный психолог
Согласно исследованию Хедхантера 90% опрошенных сотрудников занимаются рабочими задачами во внерабочее время. 58% респондентов заметили, что стали больше работать за последний год.
Проблема баланса между работой и личной жизнью обострилась во время пандемии и удаленки. Если человек работает из офиса по понятному графику, ему легче переключаться: время вышло, он оставляет дела и отправляется домой.
С удаленкой сложнее: грани стираются. Сотрудник «отщипывает» от работы время на свои дела, а потом компенсирует вечером или в выходные. И вот уже непонятно, где работа, а где личная жизнь — все перемешалось.
Мы обсудили проблему поиска и поддержания work-life balance (WLB) с психологом и основателем компании PSYvIT Анастасией Калашниковой. Анастасия рассказала, чем опасно нарушение баланса, кто отвечает за его поддержание и как работодатель может поддержать сотрудников на пути к гармоничной жизни.
Анастасия Калашникова, психолог
Сразу предупрежу: я работаю с IT-компаниями, поэтому буду рассказывать про work-life balance именно в этой индустрии. В других сферах, например на военной службе, все может быть устроено иначе.
Work-life balance — это индивидуальное понятие: у каждого человека свой баланс между работой и личной жизнью. Восьмичасовой рабочий день здесь ни при чем: одни люди добровольно работают по 10 часов и чувствуют себя замечательно, а кому-то и 6 часов слишком много.
Важно лишь одно: насколько в жизни человека «есть жизнь». Работа, хобби и увлечения помогают ему оставаться в равновесии или перекручивают во всех направлениях?
Если переработка — это осознанный выбор, от которого сотрудник получает удовольствие, то нет никакой проблемы. Другое дело, когда это навязано извне: человека завалили работой, но он терпит, потому что боится разочаровать коллег.
Простой вопрос, который помогает обнаружить проблему: «Как я себя чувствую с такой нагрузкой?» Если есть дискомфорт, ощущение хаоса и переизбытка задач, то стоит задуматься о балансе.
Правильный баланс работы и жизни достигается осознанным выбором и вниманием к собственным ощущениям.
Ответственность за баланс и самочувствие лежит на самом сотруднике. Только он отвечает за то, какой образ жизни ведет, по какому графику работает, на что соглашается и от чего отказывается.
Например, я спрашиваю человека: «Почему ты столько работаешь?» А он отвечает: «Мне дают слишком много задач и заставляют перерабатывать». Но рабство давно отменили: это вопрос выбора, который может и должен делать каждый взрослый человек. Для этого нужно выстраивать границы и коммуникации, учиться говорить с бизнесом.
Собеседник может возразить: «Выбора нет! Если я откажусь, то меня уволят». Вероятно, он боится сказать «нет», потому что работает в небезопасной обстановке, где нужно постоянно доказывать свое право на место под солнцем. Но это не всегда так: подобное ощущение может быть результатом внутренних страхов и процессов человека, а не отношения компании к своим сотрудникам.
Высококонкурентная жесткая среда встречается в региональных компаниях, не связанных с IT-сферой. Но и здесь еще продолжаются зона ответственности и выбор сотрудника: он может уволиться и перейти в другую компанию, где не придется жить только работой.
Часто сотрудники боятся увольнения из-за того, что не знают ситуацию на рынке труда. Некоторые люди готовы терпеть нелюбимую работу и переработки, потому что уверены: они больше нигде не нужны. Но изучать рынок, развиваться, осваивать новые компетенции и профессии — это тоже выбор человека.
Ответственность компании заключается в том, чтобы создать условия труда, в которых сотрудник будет работать эффективно и чувствовать себя в безопасности.
Существует множество компаний, которые окружают работников заботой, но это не помогает. У них есть и психолог в офисе, и ДМС в соцпакете, а еще массажные кресла, занятия йогой, обеды, завтраки и ужины. А сотрудники все равно работают как ненормальные, выгорают и токсично общаются друг с другом.
Навязать work-life balance не получится: вы можете только создавать правильные условия и транслировать идеи важности баланса. Выбор каждого сотрудника — принимать эти условия и идеи либо нет.
Если люди постоянно перерабатывают, возможно, проблема в процессах и организации труда. Работодатель может на словах заявлять о приверженности идеям work-life balance, а на деле забрасывать сотрудников задачами, заставляя команду работать на износ.
Некоторые люди не умеют поддерживать баланс между работой и личной жизнью из-за проблем с самоорганизацией и планированием. Чтобы помочь им, работодатель может проводить обучающие мероприятия и встречи one-to-one между менеджментом и сотрудниками.
ДМС — классная вещь. Но я считаю, что консультации психолога не стоит включать в полис. Если эти услуги оплачивает сам сотрудник, он гораздо сильнее вовлекается в процесс и получает лучший результат. Если же психолога оплачивает работодатель, то для сотрудника ценность услуг снижается — это негативно влияет на эффективность процесса.
Между психологом и клиентом формируются личные отношения. Когда компания платит за сеансы, она вторгается в эти отношения и меняет процесс в худшую сторону.
Лучше, когда компания взращивает психологическую грамотность сотрудников: проводит семинары, мастер-классы, тематические группы. Многие не знают, какие проблемы могут решать психологи и где их искать. Вооружившись этой грамотностью, сотрудники сами выбирают себе психолога под свои проблемы и задачи.
Обычно корпоративное питание — одна из самых больших статей расходов в рамках соцпакета. Компании идут на эти траты не только ради заботы о сотрудниках: задача бизнеса в другом — зарабатывать деньги.
Почему работодателю может быть выгодно организовать корпоративное питание:
Эйчару важно помнить, что с бизнесом стоит разговаривать на языке бизнеса. Если вы хотите продать руководству идею корпоративного питания, то рассказывайте не о сытых и счастливых сотрудниках, а о пользе для компании.
Отдельно отмечу, что в создание условий для эффективного труда точно не входит алкоголь. Если компания думает о бизнес-показателях сотрудников, она не будет закупать для них спиртные напитки.
Это тоже история не только про заботу, но и про бизнес. Например, компания организовала спортивный зал в офисе. Сотрудник встает пораньше и приезжает на работу к 7:00, чтобы успеть позаниматься фитнесом. До 8:00 длится тренировка, а в 8:30 он уже готов к работе. Если бы сотрудник ехал из дома к 9 утра, вполне возможно, он бы попал в пробку и опоздал.
Люди вовремя приступают к работе — это польза для бизнеса. Сотрудники хорошо себя чувствуют и полны энергии после тренировки — это польза для них самих.
Гибкий график — коварный формат работы. Сотрудники могут стирать границы между рабочим и личным временем, когда «здесь полчаса забрал, там час отдал». Но это ответственность работника: учиться отделять одно от другого и не соглашаться на то, что ему не подходит.
А ответственность руководителя — не ждать, пока коллега выгорит, а обсуждать с ним проблемы. Например, так: «Давай разберемся, что мы с тобой понимаем под „гибким графиком“. Кажется, для тебя это работа 24 часа в сутки 7 дней в неделю, но ведь это не так. Расскажи, какой график был бы для тебя удобен? Как бы ты хотел работать, чтобы оставалось время на что-то еще?»
Не знаю ни одной компании, которая сейчас преподносит удаленку как преимущество и инструмент достижения work-life balance. Теперь офис стал «плюшкой»: люди устали сидеть дома на удаленке.
В построении мотивационных пакетов много нюансов. По этим вопросам лучше проконсультироваться у специалиста по C&B — компенсациям и льготам.
Важно все правильно рассчитать и оценить, как будет выгоднее для бизнеса и полезнее для сотрудников. Например, вы собираетесь компенсировать коллегам изучение английского языка. У вас есть варианты:
Во втором случае уже через 2–3 месяца человек, скорее всего, начнет воспринимать эти деньги как неотъемлемую часть зарплаты — весь смысл компенсации будет искажен.
Я не могу называть конкретные компании, поэтому буду описывать кейсы в общих чертах. Некоторые работодатели боятся разговаривать с сотрудниками на тему психологического просвещения и work-life balance.
Например, одна компания пришла ко мне со странным запросом. У нас состоялся примерно такой диалог:
Но есть работодатели, которые подходят к этому вопросу смело, открыто и системно. Обычно это компании с незашоренным менеджментом, который знает, на что сейчас ориентирован рынок. Люди становятся все более осознанными: они хотят понимать, что с ними происходит и почему.
Почему-то считается, что баланс работы и жизни — это тема, которая актуальна только в крупных городах, а в регионах людям не до этого. Но это миф: я много езжу по регионам и вижу, как местные компании занимаются психологическим просвещением и work-life balance. Работодатели, которые уделяют этому внимание, особенно в регионах, получают преимущество на рынке труда.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности