Work-life balance: как помочь сотрудникам найти баланс между работой и личной жизнью

Объясняет профессиональный психолог

2 февраля 2022
Время чтения:  7 мин

Согласно исследованию Хедхантера 90% опрошенных сотрудников занимаются рабочими задачами во внерабочее время. 58% респондентов заметили, что стали больше работать за последний год.

Проблема баланса между работой и личной жизнью обострилась во время пандемии и удаленки. Если человек работает из офиса по понятному графику, ему легче переключаться: время вышло, он оставляет дела и отправляется домой. 

С удаленкой сложнее: грани стираются. Сотрудник «отщипывает» от работы время на свои дела, а потом компенсирует вечером или в выходные. И вот уже непонятно, где работа, а где личная жизнь — все перемешалось. 

Мы обсудили проблему поиска и поддержания work-life balance (WLB) с психологом и основателем компании PSYvIT Анастасией Калашниковой. Анастасия рассказала, чем опасно нарушение баланса, кто отвечает за его поддержание и как работодатель может поддержать сотрудников на пути к гармоничной жизни.

 

Анастасия Калашникова, психолог

Что такое work-life balance

Сразу предупрежу: я работаю с IT-компаниями, поэтому буду рассказывать про work-life balance именно в этой индустрии. В других сферах, например на военной службе, все может быть устроено иначе.

Work-life balance — это индивидуальное понятие: у каждого человека свой баланс между работой и личной жизнью. Восьмичасовой рабочий день здесь ни при чем: одни люди добровольно работают по 10 часов и чувствуют себя замечательно, а кому-то и 6 часов слишком много.

Важно лишь одно: насколько в жизни человека «есть жизнь». Работа, хобби и увлечения помогают ему оставаться в равновесии или перекручивают во всех направлениях? 

Если переработка — это осознанный выбор, от которого сотрудник получает удовольствие, то нет никакой проблемы. Другое дело, когда это навязано извне: человека завалили работой, но он терпит, потому что боится разочаровать коллег.

Простой вопрос, который помогает обнаружить проблему: «Как я себя чувствую с такой нагрузкой?» Если есть дискомфорт, ощущение хаоса и переизбытка задач, то стоит задуматься о балансе.

Правильный баланс работы и жизни достигается осознанным выбором и вниманием к собственным ощущениям.

 

Чем опасно нарушение баланса

  1. Нарушение баланса вызывает выгорание — это главная опасность. Выгоревший человек испытывает апатию, работает неэффективно, не может нести ответственность за задачи, которые на себя берет.  
  2. Разрушаются профессиональные отношения. Сотрудник становится раздражительным, циничным и не слишком приятным в общении.
  3. Человек стагнирует, потому что не уделяет внимание профессиональному, карьерному и личностному развитию. 
  4. Страдает психическое здоровье. Если игнорировать выгорание, то оно может привести к еще более серьезным проблемам — например, к депрессии.
  5. Ухудшается физическое состояние. Из-за нарушения баланса и выгорания у человека развиваются зависимости, а физическая оболочка может буквально «рассыпаться».
 

Кто должен следить за балансом: сотрудник или компания

Ответственность за баланс и самочувствие лежит на самом сотруднике. Только он отвечает за то, какой образ жизни ведет, по какому графику работает, на что соглашается и от чего отказывается.

Например, я спрашиваю человека: «Почему ты столько работаешь?» А он отвечает: «Мне дают слишком много задач и заставляют перерабатывать». Но рабство давно отменили: это вопрос выбора, который может и должен делать каждый взрослый человек. Для этого нужно выстраивать границы и коммуникации, учиться говорить с бизнесом.

Собеседник может возразить: «Выбора нет! Если я откажусь, то меня уволят». Вероятно, он боится сказать «нет», потому что работает в небезопасной обстановке, где нужно постоянно доказывать свое право на место под солнцем. Но это не всегда так: подобное ощущение может быть результатом внутренних страхов и процессов человека, а не отношения компании к своим сотрудникам.

Высококонкурентная жесткая среда встречается в региональных компаниях, не связанных с IT-сферой. Но и здесь еще продолжаются зона ответственности и выбор сотрудника: он может уволиться и перейти в другую компанию, где не придется жить только работой. 

Часто сотрудники боятся увольнения из-за того, что не знают ситуацию на рынке труда. Некоторые люди готовы терпеть нелюбимую работу и переработки, потому что уверены: они больше нигде не нужны. Но изучать рынок, развиваться, осваивать новые компетенции и профессии — это тоже выбор человека.

Ответственность компании заключается в том, чтобы создать условия труда, в которых сотрудник будет работать эффективно и чувствовать себя в безопасности.

Существует множество компаний, которые окружают работников заботой, но это не помогает. У них есть и психолог в офисе, и ДМС в соцпакете, а еще массажные кресла, занятия йогой, обеды, завтраки и ужины. А сотрудники все равно работают как ненормальные, выгорают и токсично общаются друг с другом.

Навязать work-life balance не получится: вы можете только создавать правильные условия и транслировать идеи важности баланса. Выбор каждого сотрудника — принимать эти условия и идеи либо нет.

 

Что делать для поддержания WLB сотрудников 

 

Правильная организация процессов

Если люди постоянно перерабатывают, возможно, проблема в процессах и организации труда. Работодатель может на словах заявлять о приверженности идеям work-life balance, а на деле забрасывать сотрудников задачами, заставляя команду работать на износ. 

 

Обучающие мероприятия 

Некоторые люди не умеют поддерживать баланс между работой и личной жизнью из-за проблем с самоорганизацией и планированием. Чтобы помочь им, работодатель может проводить обучающие мероприятия и встречи one-to-one между менеджментом и сотрудниками.

 

Медицинская страховка

ДМС — классная вещь. Но я считаю, что консультации психолога не стоит включать в полис. Если эти услуги оплачивает сам сотрудник, он гораздо сильнее вовлекается в процесс и получает лучший результат. Если же психолога оплачивает работодатель, то для сотрудника ценность услуг снижается — это негативно влияет на эффективность процесса. 

Между психологом и клиентом формируются личные отношения. Когда компания платит за сеансы, она вторгается в эти отношения и меняет процесс в худшую сторону. 

Лучше, когда компания взращивает психологическую грамотность сотрудников: проводит семинары, мастер-классы, тематические группы. Многие не знают, какие проблемы могут решать психологи и где их искать. Вооружившись этой грамотностью, сотрудники сами выбирают себе психолога под свои проблемы и задачи.

 

Корпоративное питание

Обычно корпоративное питание — одна из самых больших статей расходов в рамках соцпакета. Компании идут на эти траты не только ради заботы о сотрудниках: задача бизнеса в другом — зарабатывать деньги.

Почему работодателю может быть выгодно организовать корпоративное питание:

  1. Сотрудники не тратят время на поход в кафе или ресторан. Вместо этого они могут быстро пообедать и сосредоточиться на работе. 
  2. Можно экономить на фонде оплаты труда. Например, компания платит сотруднику чуть меньше, но зато предоставляет ему питание.
  3. «Плюшки» из соцпакета повышают конкурентоспособность компании на рынке труда. 

Эйчару важно помнить, что с бизнесом стоит разговаривать на языке бизнеса. Если вы хотите продать руководству идею корпоративного питания, то рассказывайте не о сытых и счастливых сотрудниках, а о пользе для компании. 

Отдельно отмечу, что в создание условий для эффективного труда точно не входит алкоголь. Если компания думает о бизнес-показателях сотрудников, она не будет закупать для них спиртные напитки.

 

Фитнес

Это тоже история не только про заботу, но и про бизнес. Например, компания организовала спортивный зал в офисе. Сотрудник встает пораньше и приезжает на работу к 7:00, чтобы успеть позаниматься фитнесом. До 8:00 длится тренировка, а в 8:30 он уже готов к работе. Если бы сотрудник ехал из дома к 9 утра, вполне возможно, он бы попал в пробку и опоздал.

Люди вовремя приступают к работе — это польза для бизнеса. Сотрудники хорошо себя чувствуют и полны энергии после тренировки — это польза для них самих. 

 

Гибкий рабочий график

Гибкий график — коварный формат работы. Сотрудники могут стирать границы между рабочим и личным временем, когда «здесь полчаса забрал, там час отдал». Но это ответственность работника: учиться отделять одно от другого и не соглашаться на то, что ему не подходит. 

А ответственность руководителя — не ждать, пока коллега выгорит, а обсуждать с ним проблемы. Например, так: «Давай разберемся, что мы с тобой понимаем под „гибким графиком“. Кажется, для тебя это работа 24 часа в сутки 7 дней в неделю, но ведь это не так. Расскажи, какой график был бы для тебя удобен? Как бы ты хотел работать, чтобы оставалось время на что-то еще?» 

 

Удаленная работа

Не знаю ни одной компании, которая сейчас преподносит удаленку как преимущество и инструмент достижения work-life balance. Теперь офис стал «плюшкой»: люди устали сидеть дома на удаленке.

 

Финансовая поддержка

В построении мотивационных пакетов много нюансов. По этим вопросам лучше проконсультироваться у специалиста по C&B — компенсациям и льготам. 

Важно все правильно рассчитать и оценить, как будет выгоднее для бизнеса и полезнее для сотрудников. Например, вы собираетесь компенсировать коллегам изучение английского языка. У вас есть варианты: 

  1. Оплатить им занятия.
  2. Дать денег и сказать: «Это вам на уроки английского. Сами выберите удобный формат и преподавателя». 

Во втором случае уже через 2–3 месяца человек, скорее всего, начнет воспринимать эти деньги как неотъемлемую часть зарплаты — весь смысл компенсации будет искажен.  

 

Как работодатель может сломать баланс работы и жизни своим сотрудникам

  1. Ставить нереалистичные сроки. Человек может перерабатывать из-за того, что не успевает выполнить задачу вовремя.
  2. Пытаться одним человеком закрыть десять вакансий. Так бывает, когда работодатель пытается сэкономить на фонде оплаты труда или латает кадровые дыры из-за проблем с наймом.
  3. Набирать новые проекты и заказы, не соотнося свои желания с возможностями.
  4. Не заниматься настройкой и описанием бизнес-процессов. Еще бывает, что понимание процессов есть только в голове у менеджера. До сотрудников эта информация не доходит — они работают в полном хаосе.
  5. Утаивать специфику корпоративной культуры от кандидатов. Как я рассказывала, баланс у каждого свой: есть люди, которым комфортно посвящать много времени работе. Если в вашей компании принято перерабатывать, то кандидат должен знать об этом. Откройте все карты и позвольте людям принять осознанное решение, подходит ли им такой формат сотрудничества.
 

Примеры компаний, внедривших WLB-программы

Я не могу называть конкретные компании, поэтому буду описывать кейсы в общих чертах. Некоторые работодатели боятся разговаривать с сотрудниками на тему психологического просвещения и work-life balance. 

Например, одна компания пришла ко мне со странным запросом. У нас состоялся примерно такой диалог: 

 
 

Но есть работодатели, которые подходят к этому вопросу смело, открыто и системно. Обычно это компании с незашоренным менеджментом, который знает, на что сейчас ориентирован рынок. Люди становятся все более осознанными: они хотят понимать, что с ними происходит и почему.

Почему-то считается, что баланс работы и жизни — это тема, которая актуальна только в крупных городах, а в регионах людям не до этого. Но это миф: я много езжу по регионам и вижу, как местные компании занимаются психологическим просвещением и work-life balance. Работодатели, которые уделяют этому внимание, особенно в регионах, получают преимущество на рынке труда.

 
 

Выводы

  1. Нет универсального правила, сколько нужно работать и отдыхать. У каждого человека свое понимание work-life balance.
  2. Правильный баланс — это результат осознанного выбора и постоянного внимания к собственным ощущениям. И это всегда ответственность сотрудника, а не работодателя.
  3. Задача работодателя — обеспечить условия труда, в которых сотрудник будет чувствовать себя комфортно и в безопасности.
  4. Нарушение баланса вредит психическому и физическому состоянию человека. Это чревато выгоранием, разрушением профессиональных отношений, личностной и карьерной стагнацией.
  5. Если ваши сотрудники перерабатывают, то проверьте свои бизнес-процессы — возможно, проблема в них.
  6. Не стоит включать в ДМС услуги психолога. Если сотрудник оплачивает их сам, он будет сильнее вовлечен в процесс и получит больше пользы.
  7. Бизнес всегда думает о прибыли, и это нормально. Поэтому, прежде чем внедрять очередную «плюшку», стоит ответить на вопрос: «Какую пользу это принесет компании?»
  8. Люди стремятся к осознанности и балансу между работой и личной жизнью. Поэтому работодатели, которые им в этом помогают, получают преимущество на рынке труда.

Еще из рубрики “Экспертиза”

Экспертиза

Кто такие сотрудники HiPo и как с ними работать

Руководитель академии компании «Рольф» рассказывает, как измерить и помочь реализовать потенциал сотрудников

Экспертиза

Как провести первый контакт с кандидатом

Делимся тезисами из книги Ксении Окунцевой «Все, что вы хотели знать об IT-рекрутинге»

Экспертиза

«Лакированный фасад никому не нужен, все хотят увидеть реальность»

Основы управления скандалами от эксперта по HR-коммуникациям